Интернет магазин сувениров из всех стран

Идеальный магазин для туристов и коллекционеров

Доставка по всему миру!

+7 (495) 762-72-74

Венецианские карнавальные маски

29 шт.

29 шт.

Среди всего обилия сувениров, которые можно привезти из Европы, один стоит особняком. Это венецианская карнавальная маска – роскошная, легко узнаваемая, не похожая ни на что другое.

Нужна ли вам настоящая маска, которую можно носить, или чисто декоративная, для украшения интерьера? Этот вопрос требует осмысления!

Немного истории

Чтобы понять значение венецианской маски в карнавальной культуре, придется заглянуть в историю поглубже – во времена древнеримских сатурналий. Это были праздники урожая, которые проводились в декабре. Во время сатурналий рабы уравнивались в правах со своими господами: сидели с ним за одним столом и в нарядной одежде, могли попросить о какой-нибудь услуге. Считалось, что Сатурн приветствует всеобщее равенство. В эти дни устраивались большие гулянья, шествия в специально подготовленных костюмах, танцы и актерские выступления.

Поскольку сатурналии связывали с зимним солнцестоянием, их впоследствии было легко сдвинуть к Новому году и Рождеству, что и произошло в VI веке нашей эры. Так подружились не только рабы с господами, но и язычники с христианами. Отказываться от древних веселых традиций не хотелось никому. Сначала они оказали влияние на рождественские, а потом и на масленичные обычаи. Так и появилось понятие карнавала. Само слово карнавал произошло от латинского сarrus navalis «повозка-корабль». Значительно позже ему стали придавать значение «прощай, мясо», от итальянского саrnevalе и связывать с последними десятью днями перед Великим Постом.

Если сатурналии могли проводиться где угодно, то средневековый карнавал был частью исключительно городской культуры. Свое значение как праздник урожая он полностью утратил, хотя тема изобилия сохранилась (надо же было хорошенько поесть перед Великим Постом). На первое место вышли ценности, присущие итальянским городам-государствам, которые противостояли Римской империи. Карнавал стал народно-религиозным христианским праздником, символом свободы, независимости и равенства. Крестьянам, массово потянувшимся в города на заработки, это очень понравилось!

Однако, расслоение общества вне карнавальной недели никто не отменял. По прошествии праздников никому не хотелось испытывать неловкость, столкнувшись на улице с людьми, которые накануне вели себя не по рангу. В Венеции эту проблему решили легко, поскольку там уже существовала практика ношения масок в повседневной жизни. Их использовали не только разные темные личности, куртизанки и неверные супруги, но и просто дельцы. Город был одним из самых богатых в Европе, личные и коммерческие тайны следовало охранять от недоброжелателей. Под масками часто скрывались и инквизиторы. Отчего бы не использовать маски для карнавала, только отделав их поярче и придав им черты персонажей народного театра? Вот так у венецианцев и сложились абсолютно все условия для создания их знаменитого Карнавала Масок.

Традиционные венецианские маски

Есть вполне определенный список персонажей, чьи маски можно назвать традиционными. Конечно, современные венецианские мастера ими не ограничиваются. Можно купить просто красивую маску, вдохновленную исключительно фантазиями автора или современными героями книг и фильмов – например, Призраком Оперы, который даже не итальянец. Сейчас на венецианском карнавале представлены самые разные страны и культуры, ведь туристы приезжают со всего мира, почему бы не сделать им что-то приятное.

Если же все-таки стоит задача проникнуться духом старой Италии вообще и Венеции в частности, а не просто привезти карнавальный трофей, полезно запомнить основные типы масок.

Венецианская классика, - это маски, не связанные с театром. Основных типов всего шесть: Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Чумной Доктор и Вольто. В эпоху Возрождения на венецианских карнавалах к ним добавились семь персонажей итальянской комедии масок: Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла и Дзанни.

Самые простые маски – это Баута и Вольто. Они полностью закрывают лицо, могут быть однотонными или с минимумом декора. Носились в повседневной жизни для сокрытия личности. Разница между ними была в форме нижней части: Баута имеет подчеркнуто острый подбородок, Вольто обычный.

Интересная история у кошачьей маски – Гатто. Кошек в Венеции было днем с огнем не сыскать, чем активно пользовались мыши, сильно досаждавшие дожу. Помог заезжий китаец, у которого за душой только и было, что кот. Дож выкупил кота за огромные деньги, и его хозяин смог вернуться на родину. Узнав эту историю, один китайский торговец решил, что в Венеции денег как-то слишком много. Так что есть смысл отправиться туда с грузом шелка. И действительно, венецианский дож был в восторге. Он предложил торговцу за ткани самое ценное, что есть у него во дворце. Торговец, уже успел осмотреться и ничего не подозревая, согласился. Ему моментально всучили кота и отправили восвояси!

Шут (Джокер) – персонаж, олицетворяющий двойственность. Он ловкий дурак, развлекающий всех вокруг и ставящий в тупик своими вопросами даже знатных вельмож. Никто не знает, лежит ли на нем проклятие или благословение. По своим качествам Шут и Арлекин кажутся близкими, поэтому их часто путают («Я шут, я Арлекин, я просто смех»). Но Арлекин – это просто туповатый слуга, избегающий тумаков в силу своей повышенной гибкости. Маски у них совсем разные. Для Шута обязателен колпак со множеством концов, часто украшенных бубенчиками. Сама маска часто двухцветная (половина одного цвета, половина – другого), закрывает лицо полностью. У Арлекина маска черная, с одним только красным прыщом на лбу, оставляет открытой область рта. Головной убор при этом может быть любым.

Чумной Доктор – маска, которую отличают огромный клюв и очки. Она средневековая, венецианская, но на карнавал пришла значительно позже, когда эпидемии чумы благополучно остались позади. В свое же время ее носили врачи. В клюв набивались ароматные травы, которые обеззараживали вдыхаемый воздух и защищали от трупного зловония. Глазницы для защиты от инфекции были закрыты стеклами. Такая выразительная маска не могла быть забыта просто так и стала частью традиции.

Венецианская дама – самая богатая маска, она появилась в эпоху Возрождения, когда вся Венеция сходила с ума по картинам Тициана. Он имел титул первого художника Республики. Типичная тициановская красавица стала образцом для создания обильно украшенной карнавальной маски, которую носят с нарядной одеждой и большими головными уборами. Желательны перья и сложная прическа.

Об итальянской комедии масок можно написать не одно научное исследование, но мы этим заниматься не будем, нам бы маску купить и ничего не перепутать. Про Арлекина уже запомнили, осталось запомнить про Коломбину. Это женская маска, закрывающая верхнюю часть лица. По легенде, одна из актрис, игравших Коломбину в традиционном театре, была слишком красива, чтобы закрывать лицо полностью. Специально для нее сделали полумаску.

Внутри одного типа может быть несколько разновидностей. Они отличаются декором в соответствии с какой-то реальной историей, мифом или просто интересной художественной концепцией. Например, маска Саломея – это Венецианская дама, которая названа в честь одноименной картины Тициана.

В любой мастерской, где делают большое количество разных масок, про каждую из них вам расскажут свою особенную историю. Будет ли она настоящей или выдуманной – большой вопрос. Сочиняя на ходу, венецианцы порой сами верят в красивый вымысел.

Из чего сделана венецианская маска?

Перейдя к вопросам ремесла, давайте вспомним, что такое Венеция помимо бесконечной романтики. Это каналы, наводнения и сырость! Поэтому венецианская маска не должна ржаветь, плесневеть, растягиваться, разбухать от влаги. Особенно если она дорогая.

В старину карнавальные маски делали из меди или серебра, кожи, ткани, кружева, папье-маше. В Венеции, в силу местных особенностей, ко всему этому добавлялись особые водостойкие лаки. Некоторые из них используются до сих пор при изготовлении, например, гондол.

Маски из папье-маше продержались в истории венецианского карнавала дольше всего, поскольку это дешевый и доступный материал, с которым легко работать. Их делают и сейчас, но в маленьких мастерских и в основном это аттракцион для туристов, падких на мастер-классы. Вам выдают заготовку из папье-маше, краски, кисточки – и рисуйте себе на здоровье под руководством мастера.

Если же говорить о фабричном производстве, в ХХI веке на смену папье-маше пришел полистирол. Да-да, в самой Венеции! Ничего страшного. Снобизм здесь неуместен по целому ряду причин. Во-первых, полистирол - это легкий и прочный материал, не подверженный разрушительному действию влаги. На нем не размножаются грибки и бактерии. Чумной Доктор был бы в восторге! Во-вторых, переход к более современным материалам – вполне естественный процесс для абсолютно любого производства. В-третьих, если маска сделана на фабрике в самой Венеции, это все равно итальянское качество, ручная роспись и следование традиции. Внешне она ничем не отличается от винтажной или сделанной в наше время в единичном экземпляре маски из папье-маше. Зато по цене гораздо более доступна. Делайте выводы!

Интерьерные маски в венецианском стиле в основном делают из фарфора, керамики, гипса или полистоуна.

В отделке масок используются роспись, перья, кружева, атлас, бубенчики, накладные декоративные элементы.

Венецианские маски на World Wide Gifts

Мы привозим для наших покупателей карнавальные маски с венецианских фабрик (к каждой прилагается сертификат подлинности). Все они снабжены петельками, чтобы их можно было вешать на стену. Обращайте внимание на ширину маски и наличие лент, если собираетесь использовать ее для карнавала. Отдельные маски снабжены отверстиями, облегчающими дыхание. Наиболее комфортны для лица полумаски Гатто и Коломбина, в них можно ходить подолгу.